Григорий Протопсалт Византиец

Это особенное значение личности Григория станет очевидным, как только мы захотим взглянуть на творения любого мелурга, творившего до 1814 г., ибо мы вынуждены будем рассматривать их через посредство переводов в новую нотацию, — а переводы эти и были сделаны Григорием (в основном) либо Хурмузием Хартофилаксом. Но попытаемся составить биографию Григория, по данным, которые нам удалось собрать.

Согласно одному преданию, Григорий родился в Константинополе в день смерти Петра Ламбадария Пелопоннесского. Отец его был священник по имени Георгий, а мать звали Еленой. Как представляется, фамилия <прозвище> «Левит» (по-гречески значит «священнослужитель». — прим. пер.), которую ему приписывают, скорее всего была не настоящей, а происходила оттого, что отец его был священнослужителем, «левитом» на языке Нового Завета.

По поводу точного времени рождения Григория, равно как и смерти Петра Пелопонесского, нужно сказать следующее. Если Петр умер от чумы, то год его смерти следует изменить с 1777-го, который фигурирует во всех книгах, на 1778-ой, поскольку в этом году, а именно зимой этого года, в Константинополе была эпидемия чумы. Мы имеем определенное историческое свидетельство: на стр. 372 кодекса 203 Пантелеимонова монастыря говорится, что «в 1778 году была великая зима в Константинополе. В том же году случился и великий мор». Конечно, не исключено, что эпидемия продолжалась и зимой 1778-го, начавшись в предыдущем, 1777 году. Окончательно выяснить этот вопрос не так просто. Таким образом, Григорий родился в 1778 году.

Датой смерти Григория называют 23 декабря 1820 или 1821 года, когда его на месте протопсалта сменил Константин, но чаще — 1822 год. [Нам] представляется, что верная дата смерти Григория — 23 декабря 1821 года. Согласно вышеизложенному, получаем, что Григорий жил с 1778-го по 1821 г. Т.е., он умер сравнительно молодым, в расцвете лет и творческой активности, прожив около 43 лет.

В детстве он сам выучил армянский язык и пение, потому что ему нравилось часто бывать в армянской церкви. Чтобы отвлечь его от этого, отец поручил его игумену Синайского подворья в Валате (Βαλατά), критянину архимандриту Иеремии, у которого Григорий обучился греческой грамоте и, поскольку имел красивый голос, был поставлен чтецом и псалтом.

Музыколюбивый и способный ученик, Григорий учился у многих мастеров. Его учителями, как говорится в одной из рукописей, были Иаков Протопсалт, Петр Византиец и, наконец, Георгий Критский. Григорий появляется в Патриархии, очевидно, в то время, когда протопсалтом был Петр Византиец, т.е. около 1800–1805 гг., если не в качестве ламбадария, то как минимум первым доместиком, находясь, таким образом, на клиросе вместе со своим учителем и помогая ему в пении. Во всяком случае, около 1810 года Григорий уже был ламбадарием при Мануиле Протопсалте.

В период 1800–1805 гг. он женится и у него появляются дети, хотя и точно неизвестно, сколько. Константин Псахос говорит о последней дочери Григория, которой в 1897 году было 90 лет.

Из ламбадария Григорий становится протопсалтом после смерти Мануила, 21 июня 1819 г. Он был протопсалтом два с половиной года, до своей смерти 23 декабря 1821 г.

В этот период, а именно в 1814 году, была произведена историческая реформа нотации, используемой при записи византийской музыки, которую называли «великим благодеянием для нации». Главными действующими лицами ее были три самых музыкально образованных мужа той эпохи, а именно Григорий, архимандрит Хрисанф и Хурмузий Георги'у. Эти три учителя, имена которых обычно упоминаются вместе, после большой совместной работы систематизировали теорию византийской музыки, сведя ее в один так называемый «метод». Однако основное значение они придавали тому, — и это собственно и явилось «благодеянием для нации», — чтобы расшифровать и перевести на новую систему записи песнопения мелургов, творивших до 1814 года, записанные в старой нотации.

Этот Новый Метод преподавания и обучения византийской музыке был представлен на рассмотрение в Патриархию. Тогда был специально созван Священный Синод при Патриархе Кирилле VIII, на который был приглашен «цвет нации» — наиболее выдающиеся греческие деятели того времени.

Наконец, Синод, убежденный сильными речами и вескими доказательствами трех учителей в защиту предлагаемой системы (ибо вначале Учителей подозревали в намерениях внести новшества в священную Псалмодию), постановил, чтобы Григорий ламбадарий и Хурмузий Георгиу преподавали церковное пение практически, а архимандрит Хрисанф — его теорию. Об этом свидетельствует один из первых учеников трех учителей и издатель Хисанфова Теоретикона Панайотис Пелопидис. Интересен также следующий параграф:

И вот, для этого была создана школа, в которой для многих неимущих учеников предоставлялась и возможность проживания. Были назначены попечители школы и положено жалованье учителям. Были разосланы повсюду окружные послания Патриарха к епархиальным архиереям, чтобы те, кто хочет бесплатно учиться музыке по Новому Методу, приезжали в Константинополь, где за два года обучения они овладеют Методом. И вот, отовсюду устремились ученики всякого чина и возраста; некоторые же из них, изрядно преуспев, разошлись оттуда по разным городам, где, устраивая свои собственные школы, охотно передавали другим дар, который был им вверен.

Некоторый свет на эти события проливает также письмо Ватопедского проигумена Дионисия из Константинополя в монастырь Ватопед, датированное 21 января 1815 г. В нем говорится, что на Синайском подворье открыта <κοινό> школа, в которой преподается Новый Метод изучения музыки, а также правописание <κανόνας> и грамматика. Директора школы суть монах Хрисанф и ламбадарий Великой Церкви [т.е. Григорий], и стекаются <συντρέχουσιν> туда каждый день <καθ' εκάστην> более двухсот учеников, среди которых и архиереи, и протосингеллы, и архиерейские диаконы, и многочисленные миряне.

Вкладом Григория в создание Нового Метода было определение и объяснение звукорядов и модуляций, а также строгий <сдержанный> и выверенный перевод старой нотации в новую систему записи. Сразу после реформы Григорий, как и Хурмузий, с большим усердием принялись за дело перевода произведений старых сочинителей на новую систему. И поразительно, что всего за шесть лет, с 1815-го до самой своей смерти в 1821-ом году, он написал около 20 томов рукописей с переводами старых византийских мелосов. Некоторые из этих томов он переписывал по два-три раза, чтобы облегчить преподавание Нового Метода.

Григорий был в особенно дружеских отношениях с Патриархом Григорием V, в честь третьей интронизации которого он сочинил две песни, и, как Протопсалт, пережил с ним вместе все трудности и волнения Великого поста и Страстной седмицы 10 апреля 1821 г. (имеется в виду, что это было время греческого освободительного восстания 1821-го года, начавшееся в феврале—марте 1821 г. В результате жестокого подавления турками этого восстания в Константинополе принял мученическую смерть и упоминаемый здесь патриарх Григорий, который за отказ от предложения отречься от веры был повешен на воротах патриархии. — прим. пер.). Об этой последней Страстной седмице двух Григориев мы читаем следующее: Но он [Патриарх], невозмутимый, спускался в храм и слушал обычные бденные последования Страстной седмицы (певшиеся рано утром, ибо кто из христиан дерзал выходить на ночь?)» и часто повторял про себя начало известного тропаря: «Се, Жених грядет в полунощи».

Особые отношения связывали Григория и с Его Высочеством Господарем Молдавским Михаилом Григорием Суццо, которому он посвятил три хвалебные песни в 1820 году. Этому очень способствовала и слава Григория как учителя псалтикии, которая распространялась в Молдовлахии, — главным образом, в Яссах и Бухаресте, — его учениками, которые тоже пользовались там успехом в качестве преподавателей музыки, при покровительстве этого музыколюбивого правителя.

Tеперь, прежде чем перейти к рассмотрению трудов Григория протопсалта и составить перечень его сочинений, нужно разделить их на три категории:

  1. его собственные произведения,
  2. его переводы и
  3. собственные, но нецерковные произведения, т. е. мирские песни.

Тогда получим три следующих перечня:

1. Собственные сочинения

  1. Два полиелея («Раби Господа» и «На реках Вавилонских»).
  2. Цикл кратко-пространных славословий на 8 гласов, плюс еще 2 на Варис.
  3. Краткое славословие Варис.
  4. 4 пространных славословия (на плагальные гласы).
  5. Три цикла Херувимских, т.е. всего 24 — большие, средние и великие.
  6. Херувимские седмичные — 3 (в цикле Петра Пелопонесского).
  7. Цикл Воскресных причастнов «Хвалите» — 8.
  8. Много причастнов праздников на разные гласы.
  9. Прокимны седмичные и Господских праздников.
  10. 50-ый псалом на второй глас.
  11. Изобразительные антифоны Литургии на Легетос, со фторами.
  12. Самогласные стихиры Пятидесятницы (наверное, имеется в виду Четыредесятницы? — прим. пер.): «Покаяния...» – «Спасения...» – «Множества содеянных мною лютых...»
  13. Тропари, поющиеся в конце Великих часов.
  14. Для Великого канона: «Душе моя, душе моя» и «Пресвятая Богородице».
  15. Ектении на разные гласы.
  16. Краткие версии тропарей «Се Жених» и «Егда славнии».
  17. Пространные седальны «последования Жениха».
  18. 15 антифонов последования Страстей краткого стихирарического мелоса.
  19. Матима на облачение Архиерея «Препояши мечь твой...» с кратимами.
  20. Кратима Варис.
  21. Величание «Честнейшую», гл. пл. 4.
  22. Катавасии Лазаря, ирмосы канона «Отверзу уста моя» и (4-ый?) ирмос «Созда державу» (Пятница Лазаря).
  23. Два цикла, т.е. 16 «Достойно есть».
  24. Мелос устного предания для чтения Апостола и Евангелия на 4-ый глас.

2. Переводы из старой системы.

Григорий перевел на нотацию Нового метода следующие произведения старых мелургов, преимущественно 18–19 веков:

  1. Полное собрание сочинений Петра Берекета (4 тома).
  2. Стихирарь Германа из Новых Патр (5 томов).
  3. Пападики' Петра Византийца (изданный 4-томный сборник (Πανδέκτη)) (5 томов).
  4. Калофонический ирмологий (1 том).
  5. Анастасиматарий Петра Пелопонесского (1 том).
  6. Ирмологий Петра Пелопонесского (1 том).
  7. Ирмологий краткий Петра Византийца (1 том).
  8. Доксастарь Петра Пелопонесского (2 тома).
  9. Сборник Пападических песнопений (1 том).
  10. Сборник Стихирарических песнопений (1 том).
  11. Другие произведения разных учителей.

3. Мирские песни.

Григорий написал около тридцати мирских («светско-городских») песен, в основном по образу турецких макамов. Нужно особенно обратить внимание, что многие его оригинальные сочинения в рукописях надписываются словами «как поется в Великой Христовой Церкви». Это является свидетельством приверженности Григория традиции.

Из рукописей известны также следующие детали о некоторых его сочинениях:

  1. Один из циклов Херувимских, а именно «средние» (по продолжительности), были созданы им в августе 1817 года.
  2. Матима «Препояши мечь твой...» Вариса с кратимой, которая поется во время облачения архиерея вместо «Свыше пророцы...» была написана по просьбе почтенного эфесского старца господина Дионисия.
  3. Полиелей «На реках Вавилонских» третьего гласа был написан по просьбе молдавского правителя Вениамина.

Перевод Калофонического ирмология на новую систему был сделан Григорием на основе предания, как он воспринял его от Петра Ламбадария и Петра Византийца.

Эти произведения Григория рассеяны в большом числе рукописных списков и печатных певческих книг. Все его собственные сочинения (попавшие у нас в первую категорию) изданы, кроме записи чтения Апостола и Евангелия на 4-ый глас.

Из его переводов изданы четырехтомный Пандекти (сборник), Калофонический ирмологий, Анастасиматарий, Ирмологий и Доксастарь Петра Пелопонесского, Ирмологий Петра Византийца и небольшое число других матим различных учителей.

Достаточное число песен Григория вошло в состав изданных сборников Эфтерпи и Пандора (1-ый том).

Григорий Статис, преподаватель Афинского Университета, Руководитель Института Византийского Музыковедения Элладской Православной Церкви.

Перевод Владимира Павленко.

Источник: http://www.rel.gr

 

Набор в школу

Проводим набор в группы для обучения византийскому церковному пению:

  • в детскую группу (от 7 до 15 лет).
  • в мужскую и женскую группы, занятия проводятся в вечернее время, при храме Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (м. Строгино).
    Тел.: +7 (963) 672 7082
  • в женскую группу, занятия проводятся при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (м. Красносельская). 
    Тел. +7 (916) 692 6938

Великое Славословие Кирьязиса Хрисополита

Контакты

Если Вы хотите изучать византийское пение или у Вас есть к нам вопросы и предложения, просим писать нам по адресу 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

или звонить по телефону

+7 (963) 672 7082

Аудиозаписи выступления на фестивале "Русь певчая"

«Пустыни афонския отцы», глас первый

Блаженны воскресны, глас плагальный первого

Тропарь вмч. Никите, глас четвертый

Задостойник Введения во храм Богородицы

Великое славословие (избраннии стихи), глас четвертый

Послушать ещё...