Иаков Нафплиотис

Мы сегодня собрались, преосвященнейший владыко, честные во Христе отцы, братья христиане, поговорить об одной душе. Душе, которая возлюбила Церковь и клирос и которую возлюбили и мы. Избранной душе, душе светлой, полной жажды высшего и совершенного.

Речь идет о приснопамятном главном протопсалте Великой Церкви Иакове Нафплиотисе, со дня смерти которого прошло 50 лет.

Один мудрец сказал, что единственное реальное и неизбежное - и во времени, в вечности - это смерть. И смерть неразрывно связана с бессмертием. И бессмертие не было бы реальным, если бы не была реальна и окончательна смерть. Бессмертие не существует в жизни, оно в смерти.

Приснопамятный Иаков Нафплиотис был свечой, которая горела в светильнике Церкви на патриаршем клиросе. Свеча из пчелиного воска, светившая пасхальным светом. Свет, в котором была прозрачность и цвет аметиста, цвет, который наполнял горные склоны, залы Фанара, потертый дубовый стасидий главного протопсалта. Сладкий свет, освяти наши стопы!

Иаков, достойный преемник своих предшественников Николая Византийского Лампадария (1837-1888) - даты относятся к годам его служения, - Аристида Николаидиса (1882-1911), Георгия Виолакиса (1875-1905) и Георгия Редестиноса Второго (1863-1875) – протопсалтов, которые ознаменовали расцвет 1780-х и успели услышать Даниила (1741-1789), Иоакова Пелопоннесского (1760-1801), Петра Византийский (1766-1804) и Григория (1789-1797) - великих мелургов и протопсалтов.

Всех их мог услышать Иаков прямо или косвенно, как бы из первых рук.

Иаков, соловей Фанара. Осанна протопсалтов нашего века. По ту сторону времени, совершенного Православия в пении. И согласно книге премудрости Сираха «он оставил имя для возвещения хвалы» (Сир 44:8).

Иаков принадлежит Вселенной. Ему подобает имя ВЕЛИКИЙ. Он был назван ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ.

Трудно писать его историю без тщательной подготовки и знания музыкальной молитвы и пения, не имея окружения лампад и икон. Я не пишу историю, а обозначаю лишь некоторые "звуки" из его биографии.

Иаков родился на Наксосе в 1864 году. Очень маленьким он отправился в Константинополь, где был отмечен за исключительно благозвучный голос и сразу же в 1878 году был принят первым канонархом в Патриарший храм. Это очень завидное место и звание, поскольку он играл важную роль в патриаршем хоре, канонарша, держа исон и направляя остальных в уставе, который он очень хорошо знал.

Как только Иаков прошел последовательно все этапы музыкальной иерархии (1881-1888 - Второй доместик, 1888-1905 – Первый доместик и 1905-1911 - Ламбадарий), в 1911 году он принял хиротесию из рук патриарха Иоакима III и был назначен главным протопсалтом Великой Церкви.

С этого выдающегося места Иаков 'направлял' сладкой мелодией «яко кадило пред Богом» молитвы христиан до 1938 года. Так получается, что он непрестанно служил у музыкального алтаря церкви 60 лет в Всечестном Патриаршем храме Великой Церкви.

За это время он преподавал византийскую музыку в патриаршей музыкальной школе Фанара, выпустил в 1894 году в двух томах «Формингу», которая включает в себя песни и песнопения для начальной школы и всех любителей музыки, также в 1899 году выпустил вместе с доместиком Константином Клаввасом Доксастарь Петра Пелопонесского в двух томах "дословно переведенный с древней нотации на современную" Георгием Виолакисом, как он указал в предисловии, и в сотрудничестве с церковным обществом Фанара «ORFEON» он записал диски с различными песнопениями.

Эти песнопения, которые мы слышим сегодня, - радужный мост, связующий нас с Иаковом и его предшественниками. Так пели они, так пел и Иаков, так же пел в дальнейшем и Прингос, тот же самый стиль, все то же самое мы слышим сейчас на этих записях.

Хор Национального Попечения и Церковной музыки под руководством протопсалта г. Федора Василиу, исполнил в неизменном виде некоторые песнопения из этих дисков на музыкально-филологическом концерте в честь и память Иакова Нафплиотиса вечером 18-го ноября в кинотеатре «ПАЛЛАС». Пусть на это обратят особое внимание те, кто сомневается в подлинности патриархийного стиля в наше время.

Вселенский патриарх Вениамин I в 1939, чтобы почтить исключительного мастера и выдающегося человека, покидавшего свое место, объявил его в патриаршей грамоте "Почетным протопсалтом Великой Церкви".

Иаков ушел ко Господу 5 декабря 1942 года в Психико в Афинах. Предание о нем переживет века.

Профессор Ангел Вудурис в своем исследовании, опубликованном в журнале "Православие" говорит об Иакове следующее: Иаков Нафплиотис как Второй доместик Патриархии, несмотря на позицию учителя Николая Ламбадария, который пел всегда по музыкальным рукописям Петра Пелопоннесского со старой нотацией, будучи совершенно незнакомым с новой графической системой, был посвящен и обучен петь церковный мелос в стиле патриархийных песнопений и смог сохранить музыкальное дело древних протопсалтов, и именно он сегодня является продолжателем патриархальной традиции.

Музыковед Панайотис Антонеллос в своей работе «Византийская церковная музыка» пишет: когда Иаков пел, своим музыкальным гением и неповторимым стилем ему удавалось вдохнуть в души слушателей умиление, страх, воодушевление.

Кроме того, музыковед Георгий Цацаронис в статье об Иакове говорит нам, что он отличался выдающимся голосом, сладчайшим и звенящим».

И Прингос, его достойный ученик и преемник, говорит в увековечившей его голос записи: Я в первый раз услышал Иакова на Молебном каноне, и он пел «Немы уста нечестивых», и спустился патриарх Иоаким III, поклонился Преблаженной и вернулся на свое место, перекрестился и взошел на трон. Когда я все это услышал, я сошел с ума, и могу сказать: нет певчих, кроме него.

И воспетый Иаков, многозвучная лира, дорогие мои, теперь умолк. Он приблизился к Богу, так много воспев. Но мы чувствуем, как он находится сейчас он между нами и спрашивает: «Что нового? Какой сегодня глас? Какая утренняя стихира? Снова лучи солнца проникают в алтарный купол? Певчие поют в моем стиле?»

И мы отвечаем ему: «Да, действительно, Великий Учитель. Вот и сейчас есть твои достойные преемники, хор Ассоциации константинопольских любителей музыки под руководством г-на Демосфена Паикопулоса, твоего внука на патриаршем клиросе, где поют достойные певчие, твои правнуки, и которым руководит избранный неутомимый президент г. Иоанн Скутас, не забывая и основателя хора Георгия Тсаусиса, и они празднуют сегодня память своего предстателя, святого Андрея Первозванного, основателя Константинопольской Церкви, и сколько раз, кто знает, ты пел патриаршии и синодальные литургии в этот день.

И мы все еще должны сказать тебе, уважаемый, приснопамятный и незабываемый учитель: века будут говорить и воспевать твое имя, которое стало «вселенским» в певчем мире. Ты был авторитетом. Ты пел годами при четырнадцати патриархах и многих других бесчисленных архиереях знаменитое "На многая лета, Владыко» это медленное на Входе, и мы его сегодня споем тебе: Вечная тебе память достоблаженный и приснопамятный архонт Иаков Нафплиотис!

Текст приснопамятного о. Серафима Фарасоглу.

Перевод Зинаиды Оборневой.

Источник: http://www.cmkon.org

 

Набор в школу

Проводим набор в группы для обучения византийскому церковному пению:

  • в детскую группу (от 7 до 15 лет).
  • в мужскую и женскую группы, занятия проводятся в вечернее время, при храме Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (м. Строгино).
    Тел.: +7 (963) 672 7082
  • в женскую группу, занятия проводятся при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (м. Красносельская). 
    Тел. +7 (916) 692 6938

Великое Славословие Кирьязиса Хрисополита

Контакты

Если Вы хотите изучать византийское пение или у Вас есть к нам вопросы и предложения, просим писать нам по адресу 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

или звонить по телефону

+7 (963) 672 7082

Аудиозаписи выступления на фестивале "Русь певчая"

«Пустыни афонския отцы», глас первый

Блаженны воскресны, глас плагальный первого

Тропарь вмч. Никите, глас четвертый

Задостойник Введения во храм Богородицы

Великое славословие (избраннии стихи), глас четвертый

Послушать ещё...