Иаков Нафплиотис

Мы сегодня собрались, преосвященнейший владыко, честные во Христе отцы, братья христиане, поговорить об одной душе. Душе, которая возлюбила Церковь и клирос и которую возлюбили и мы. Избранной душе, душе светлой, полной жажды высшего и совершенного.

Речь идет о приснопамятном главном протопсалте Великой Церкви Иакове Нафплиотисе, со дня смерти которого прошло 50 лет.

Один мудрец сказал, что единственное реальное и неизбежное - и во времени, в вечности - это смерть. И смерть неразрывно связана с бессмертием. И бессмертие не было бы реальным, если бы не была реальна и окончательна смерть. Бессмертие не существует в жизни, оно в смерти.

Приснопамятный Иаков Нафплиотис был свечой, которая горела в светильнике Церкви на патриаршем клиросе. Свеча из пчелиного воска, светившая пасхальным светом. Свет, в котором была прозрачность и цвет аметиста, цвет, который наполнял горные склоны, залы Фанара, потертый дубовый стасидий главного протопсалта. Сладкий свет, освяти наши стопы!

Иаков, достойный преемник своих предшественников Николая Византийского Лампадария (1837-1888) - даты относятся к годам его служения, - Аристида Николаидиса (1882-1911), Георгия Виолакиса (1875-1905) и Георгия Редестиноса Второго (1863-1875) – протопсалтов, которые ознаменовали расцвет 1780-х и успели услышать Даниила (1741-1789), Иоакова Пелопоннесского (1760-1801), Петра Византийский (1766-1804) и Григория (1789-1797) - великих мелургов и протопсалтов.

Всех их мог услышать Иаков прямо или косвенно, как бы из первых рук.

Иаков, соловей Фанара. Осанна протопсалтов нашего века. По ту сторону времени, совершенного Православия в пении. И согласно книге премудрости Сираха «он оставил имя для возвещения хвалы» (Сир 44:8).

Иаков принадлежит Вселенной. Ему подобает имя ВЕЛИКИЙ. Он был назван ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ.

Трудно писать его историю без тщательной подготовки и знания музыкальной молитвы и пения, не имея окружения лампад и икон. Я не пишу историю, а обозначаю лишь некоторые "звуки" из его биографии.

Иаков родился на Наксосе в 1864 году. Очень маленьким он отправился в Константинополь, где был отмечен за исключительно благозвучный голос и сразу же в 1878 году был принят первым канонархом в Патриарший храм. Это очень завидное место и звание, поскольку он играл важную роль в патриаршем хоре, канонарша, держа исон и направляя остальных в уставе, который он очень хорошо знал.

Как только Иаков прошел последовательно все этапы музыкальной иерархии (1881-1888 - Второй доместик, 1888-1905 – Первый доместик и 1905-1911 - Ламбадарий), в 1911 году он принял хиротесию из рук патриарха Иоакима III и был назначен главным протопсалтом Великой Церкви.

С этого выдающегося места Иаков 'направлял' сладкой мелодией «яко кадило пред Богом» молитвы христиан до 1938 года. Так получается, что он непрестанно служил у музыкального алтаря церкви 60 лет в Всечестном Патриаршем храме Великой Церкви.

За это время он преподавал византийскую музыку в патриаршей музыкальной школе Фанара, выпустил в 1894 году в двух томах «Формингу», которая включает в себя песни и песнопения для начальной школы и всех любителей музыки, также в 1899 году выпустил вместе с доместиком Константином Клаввасом Доксастарь Петра Пелопонесского в двух томах "дословно переведенный с древней нотации на современную" Георгием Виолакисом, как он указал в предисловии, и в сотрудничестве с церковным обществом Фанара «ORFEON» он записал диски с различными песнопениями.

Эти песнопения, которые мы слышим сегодня, - радужный мост, связующий нас с Иаковом и его предшественниками. Так пели они, так пел и Иаков, так же пел в дальнейшем и Прингос, тот же самый стиль, все то же самое мы слышим сейчас на этих записях.

Хор Национального Попечения и Церковной музыки под руководством протопсалта г. Федора Василиу, исполнил в неизменном виде некоторые песнопения из этих дисков на музыкально-филологическом концерте в честь и память Иакова Нафплиотиса вечером 18-го ноября в кинотеатре «ПАЛЛАС». Пусть на это обратят особое внимание те, кто сомневается в подлинности патриархийного стиля в наше время.

Вселенский патриарх Вениамин I в 1939, чтобы почтить исключительного мастера и выдающегося человека, покидавшего свое место, объявил его в патриаршей грамоте "Почетным протопсалтом Великой Церкви".

Иаков ушел ко Господу 5 декабря 1942 года в Психико в Афинах. Предание о нем переживет века.

Профессор Ангел Вудурис в своем исследовании, опубликованном в журнале "Православие" говорит об Иакове следующее: Иаков Нафплиотис как Второй доместик Патриархии, несмотря на позицию учителя Николая Ламбадария, который пел всегда по музыкальным рукописям Петра Пелопоннесского со старой нотацией, будучи совершенно незнакомым с новой графической системой, был посвящен и обучен петь церковный мелос в стиле патриархийных песнопений и смог сохранить музыкальное дело древних протопсалтов, и именно он сегодня является продолжателем патриархальной традиции.

Музыковед Панайотис Антонеллос в своей работе «Византийская церковная музыка» пишет: когда Иаков пел, своим музыкальным гением и неповторимым стилем ему удавалось вдохнуть в души слушателей умиление, страх, воодушевление.

Кроме того, музыковед Георгий Цацаронис в статье об Иакове говорит нам, что он отличался выдающимся голосом, сладчайшим и звенящим».

И Прингос, его достойный ученик и преемник, говорит в увековечившей его голос записи: Я в первый раз услышал Иакова на Молебном каноне, и он пел «Немы уста нечестивых», и спустился патриарх Иоаким III, поклонился Преблаженной и вернулся на свое место, перекрестился и взошел на трон. Когда я все это услышал, я сошел с ума, и могу сказать: нет певчих, кроме него.

И воспетый Иаков, многозвучная лира, дорогие мои, теперь умолк. Он приблизился к Богу, так много воспев. Но мы чувствуем, как он находится сейчас он между нами и спрашивает: «Что нового? Какой сегодня глас? Какая утренняя стихира? Снова лучи солнца проникают в алтарный купол? Певчие поют в моем стиле?»

И мы отвечаем ему: «Да, действительно, Великий Учитель. Вот и сейчас есть твои достойные преемники, хор Ассоциации константинопольских любителей музыки под руководством г-на Демосфена Паикопулоса, твоего внука на патриаршем клиросе, где поют достойные певчие, твои правнуки, и которым руководит избранный неутомимый президент г. Иоанн Скутас, не забывая и основателя хора Георгия Тсаусиса, и они празднуют сегодня память своего предстателя, святого Андрея Первозванного, основателя Константинопольской Церкви, и сколько раз, кто знает, ты пел патриаршии и синодальные литургии в этот день.

И мы все еще должны сказать тебе, уважаемый, приснопамятный и незабываемый учитель: века будут говорить и воспевать твое имя, которое стало «вселенским» в певчем мире. Ты был авторитетом. Ты пел годами при четырнадцати патриархах и многих других бесчисленных архиереях знаменитое "На многая лета, Владыко» это медленное на Входе, и мы его сегодня споем тебе: Вечная тебе память достоблаженный и приснопамятный архонт Иаков Нафплиотис!

Текст приснопамятного о. Серафима Фарасоглу.

Перевод Зинаиды Оборневой.

Источник: http://www.cmkon.org

 

Набор в школу

Проводим набор в группы для обучения византийскому церковному пению:

  • в детскую группу (от 7 до 15 лет).
  • в мужскую и женскую группы, занятия проводятся в вечернее время, при храме Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (м. Строгино).
    Тел.: +7 (963) 672 7082
  • в женскую группу, занятия проводятся при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (м. Красносельская). 
    Тел. +7 (916) 692 6938

Контакты

Если Вы хотите изучать византийское пение или у Вас есть к нам вопросы и предложения, просим писать нам по адресу 

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

или звонить по телефону

+7 (963) 672 7082

Великое Славословие Кирьязиса Хрисополита

Аудиозаписи выступления на фестивале "Русь певчая"

  • «Пустыни афонския отцы», глас первый

  • Блаженны воскресны, глас плагальный первого

  • Тропарь вмч. Никите, глас четвертый

  • Задостойник Введения во храм Богородицы

  • Великое славословие (избраннии стихи), глас четвертый

Послушать ещё...