Константин Прингос

Его певческий путь был извилист. Он пел в следующих храмах:

1908–1909 - второй псалт в храме св. Апостолов в Ферикёй.

1909–1911 - первый доместик храма св. Троицы в Пере.

1911–1913 - второй доместик соборного патриаршего храма. В это время протопсалтом был Иаков Нафплиотис, ламбадарием — Константин Клáввас, а первым доместиком — Димитрий Фокаéвс.

1913–1915 - протопсалт храма св. Димитрия в Татáвлах.

1915–1916 - второй псалт храма св. Троицы в Пере.

1916–1925 - протопсалт того же храма.

В это время он покидает Константинополь и переезжает в Грецию, где:

1925–1926 - протопсалт [храма] общегреческого института на Тúносе.

1926–1929 - протопсалт храма св. Павла в Кавáле.

1929–1930 - протопсалт храма Нерукотворной иконы Богородицы в Салониках.

1930–1933 - протопсалт Сретенского храма в Салониках.

Затем он возвращается в Константинополь, где:

1933–1936 - протопсалт храма св. Троицы в Пере.

1936–1937 - протопсалт храма св. Иоанна Хиосского в Галате.

1937–1938 - протопсалт храма св. Димитрия в Татáвлах.

Два последних года его напарником в качестве левого псалта, а затем и доместика был широко известный неутомимый исследователь музыки наших предков Василий Нuколаúдuс, позднее протопсалт патриаршего храма.

В февральском номере журнала «Ортодоксия» («Православие») за 1938 год читаем: «На освободившееся место Евстафия Вингóпулоса, старшего лампадария Великой Христовой Церкви по причине его смерти Его Святейшеством назначен протопсалт церкви св. Димитрия в Татаулах Константин Прингос, служивший несколько лет назад вторым доместиком Святейшего Патриаршего храма».

Этому назначению весьма способствовал Иаков Нафплиотис, сделавший заключение, что «для сохранения патриархийного ифоса единственным пригодным человеком является Прингос», которое возобладало, поскольку тогдашний первый доместик Анастасий Михаилидис, — опытный псалт и большой знаток патриархийного чина, от которого много почерпнули и Прингос, и Станицас, — ввиду его слабого голоса не рассматривался в качестве кандидата на продвижение [по правилам первым кандидатом на освободившееся место лампадария является первый доместик. — Прим. пер.].

Старшим лампадарием он пробыл до марта 1939 года, когда старший протопсалт Иаков Нафплиотис взял полугодовой оздоровительный отпуск, по истечении которого окончательно подал в отставку. С 1 марта по 23 сентября 1939 года он исполнял обязанности местоблюстителя протопсалта, а с 24 сентября 1939 до середины 1959 года — когда он оставил службу по состоянию здоровья — в течение без малого двух десятилетий он пребывал на посту старшего протопсалта Великой Христовой Церкви.

Уже с 1957 года он начал страдать от параплегии (паралича нижних конечностей), испытывая затруднения при ходьбе. Друзья буквально помогали ему добираться до клироса, поддерживая его из-за расслабленности конечностей.

Позже Прингос уезжает в Грецию для лечения, где более трех лет лечится в госпитале «Эвангелизмос».

И вот на дворе февраль 1964-го. Хор «Стамбульского союза любителей музыки», собравшийся на заключительную репетицию предстоящего концерта, ожидает руководителя хора, Фр. Станицаса, который задерживается. Вдруг дверь открывается, он входит опечаленный и дрожащим голосом сообщает о смерти Прингоса. Тут же он падает на стул и начинает плакать, всхлипывая, как дитя. Интересно, что судьба сделала его вестником смерти своего коллеги, с которым он был связан долгие двадцать лет. «Смерть всегда приходит нежданно». Нужно было прийти смерти, чтобы человеческие страсти уступили место трепету и жалости.

Торжественное отпевание, при участии афинского Общества любителей византийской музыки, прошло в афинском митрополичьем соборе, а похороны состоялись на 3-ем кладбище.

Позднее, в результате сбора пожертвований, организованного по инициативе известного учителя византийской музыки и замечательного человека Георгия Цацарониса была собрана значительная сумма, предназначавшаяся для возведение монумента на кладбище Новой Смирны в память обо всех иеропсалтах Вселенской Патриархии, начиная от падения Константинополя до наших дней. В 1972 году туда были перенесены останки приснопамятного Прингоса; перенесение останков возглавлял тогдашний митрополит Бельгийский Эмилиан Захаропулос (ныне митрополит о-ва Кос), который произнес приличествовавшее событию слово.

Еще раз подчеркну, что все вышеописанное произошло по инициативе, попечению и пожертвованиям уникального человека Георгия Цацарониса, любимого ученика и близкого друга приснопамятного Константина Прингоса.

Вечная ему память!

Прингос был очень неприхотлив. Жалованье у него было достаточное, но он не позволял себе жить, как мог бы старший протопсалт. Тем не менее, одет он был всегда безукоризненно. Хотя он и курил, это не было для него проблемой. Он не злоупотреблял алкоголем, но ему нравилось посидеть за столом и пообщаться. В зимние месяцы, после окончания воскресной литургии все псалты Фанара и его окрестностей обычно собирались в кафе «У Йоргоса» на площади Фанара. Там появлялся и Прингос, чтобы выпить кофе среди своих почитателей. Потом следовали разговоры, обычно на певческие темы, длившиеся час, а то и два.

Этот невысокий и худощавый, сильный в приверженности патриархийному ифосу певец, услаждавший слух и ум своим сладкозвучным исполнением, был одним из редких образов в истории нашего священного певческого предания. Он от природы обладал уникальным вокальным даром, несравненной музыкальностью, редкой сладостью голоса и одновременно безграничной памятью.

Он был превосходным композитором, занимавшимся разнообразной деятельностью, за исключением издательской. Единственным его знаменитым изданием, характерной чертой которого была особая простота записи и в предисловии к которому он пишет, что «передает» нам «в письменном виде то, что он вживую воспринял от своего учителя Иакова Нафплиотиса», является трехтомник, озаглавленный «Патриарший Формингс» [Формингс или форминга — древний струнный музыкальный инструмент, по-видимому, предшественник лиры. — Прим. пер.]: Страстнáя седмица, Доксастарий и Анастасиматарий (два последних тома были закончены его учениками под его диктовку).

Что касается его сочинительской деятельности, кроме вышеупомянутого, им было создано несколько пространных и пространно-кратких Херувимских на все гласы, Литургика на гласы: 2-ой (Хюззáм), пл. 1-го, пл. 2-го, Варис, пл. 4-го и пл. 1-го (Хuджазкя́р Кюрдú), «Динамис» 1 гл. (Сабахú или Сабá), «Динамис — Елицы во Христа», два прекрасных многолетия пл.1 и пл. 4 гласов и многое другое.

Все его подлинные произведения несут на себе печать усердного труда, утонченности и высшего вдохновения. Многие современные сочинители включают в различные свои издания среди прочего некоторые из вышеперечисленных песнопений, приводя их, однако, в совершенно несвойственной автору записи.

Голос его без всяких затруднений двигался внутри двухдиапазонного звукоряда, выходя, если нужно, еще и на две-три ступени за его верхнюю границу.

Он был сладкогласным, сдержанным и даже мистически-страстным при исполнении определенных песнопений, таких, как вступления пространных Херувимских, пространного Аллилуиа из служб Страстной седмицы, великих воскресных прокимнов вечерен Великого поста, «Слава Тебе, Господи» после Евангелия, «Тон Деспотин», которое он имел обыкновение петь, обратившись к патриаршему трону со сложенными ладонями рук, стоя так же, как стоит канонарх напротив Патриарха при возглашении «Повели, Владыко» и многих других песнопений.

Но он был и величественным при исполнении сочинений утрени и вечерни, пространных славословий, пространных самогласных стихир, постовых воскресных вечерен, пространных катавасий, «Уже омокается трость…», «Солнце, скрывшее…» (на крестном ходе при погребении Плащаницы), стихиры Кассии и других необыкновенных песнопений, однако всегда придерживаясь безукоризненного патриархийного ифоса.

И возникает вопрос: что есть оный рекомый патриархийный ифос? Умеренность и величественность, торжественное и мистическо-страстное, где есть исполнение, точно соответствующий ситуации темп, правильная декламация, ритмичность чтения, а также само положение и осанка певца — все эти неразрывно связанные и зависящие друг от друга элементы определяют согласно Прингосу понятие о патриархийном ифосе, который передается вживую только лишь в Патриаршем соборе.

Хотя он никогда не пользовался камертоном, во время всего своего служения одни и те же песнопения он пел от одной и той же высоты. Это не ускользнуло от внимания Станицаса, с уважением отметившего это.

По большей части, отношения между Прингосом и Станицасом можно было охарактеризовать как прохладные. Они избегали встречаться. Бывали, однако, и периоды недолгой дружбы. Несмотря на это, в нашей с ним частной беседе Станицас ничуть не колебался назвать его «титаном». Это делает ему честь. Равно как и Прингос много раз говорил мне: «Слушай потом его (имея в виду Станицаса), Стаматис, — другого, кто бы мог стать моим преемником, нет».

Без сомнения, восьмилетнее пребывание Прингоса в Греции (1925–1933) было целой эпохой. Его певческая манера, сдержанный и мистическо-страстный ифос вкупе с великолепнейшим голосом оставили неизгладимое впечатление в певческом (и не только) мире, результатом чего стало образование течения последователей Прингоса.

Прингос был известен также и как руководитель незадолго до этого созданного хора константинопольского Союза любителей музыки, которым он руководил с 1948 г. в течение ряда лет с большим мастерством и соблюдением дисциплины.

В конечном счете, присутствие Прингоса, учитывая его прекрасный голос и музыкальную образованность, поддержало авторитет патриаршего клироса. Сам же он как превосходный исполнитель патриархийного ифоса знаменовал собой целую эпоху, оказавшись достойным продолжателем своих предшественников.

Стаматис Папаманолакис.

Перевод Владимира Павленко.

Источник: http://cmkon.org

 

Набор в школу

Проводим набор в группы для обучения византийскому церковному пению:

  • в детскую группу (от 7 до 15 лет).
  • в мужскую и женскую группы, занятия проводятся в вечернее время, при храме Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (м. Строгино).
    Тел.: +7 (963) 672 7082
  • в женскую группу, занятия проводятся при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (м. Красносельская). 
    Тел. +7 (916) 692 6938

Контакты

Если Вы хотите изучать византийское пение или у Вас есть к нам вопросы и предложения, просим писать нам по адресу 

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

или звонить по телефону

+7 (963) 672 7082

Великое Славословие Кирьязиса Хрисополита

Аудиозаписи выступления на фестивале "Русь певчая"

  • «Пустыни афонския отцы», глас первый

  • Блаженны воскресны, глас плагальный первого

  • Тропарь вмч. Никите, глас четвертый

  • Задостойник Введения во храм Богородицы

  • Великое славословие (избраннии стихи), глас четвертый

Послушать ещё...