Фрасивулос Станицас

В 1939 году, когда ламбадарий Константин Прингос сменил удалившегося на покой протопсалта Иакова Нафплиотиса, он пригласил Станицаса как самого подходящего певчего на место главного ламбадария Великой Церкви, кем он и стал 1-го марта того же года. Здесь следует отметить, что Фрасивулос Станицас, будучи сразу со стороны призванным на место ламбадария, столкнулся со значительными затруднениями и предпринял множество усилий, прежде чем он изучил те песнопения, которые по традиции поются в Патриаршем храме, как он сам признает. Говорят, что приснопамятный Анастасий Михаилидис, известный как «печник» (по своей профессии), будучи первым доместиком при Иакове Нафплиотисе, каждую неделю помогал ему изучать те песнопения, которые ему предстояло петь.

Так, кажется, бывало и раньше в случае с призванными со стороны в Патриарший собор. Соответственно и Ангел Вудурис (профессор религиоведения и первый доместик Патриаршего храма) пишет в статье в издании «Православие» в 1937 году следующее: Поставленные со стороны на место протопсалта (и ламбадария) в Патриарший храм сталкивались со значительными затруднениями в пениии, которые они не без труда преодолевали, будучи вынужденными в течение периода своего пребывания на этом месте быть руководимыми и ведомыми ламбадариями и доместиками храма, как это случалось с сразу ставшими протопсалтами Ставракисом Григориадисом (1866) и Георгием Виолакисом (1876).

Но вскоре на этом месте Станицас показал себя достойным преемником своих предшественников. Благодаря его усердию, выдающимся способностям и хорошему голосу, слава о нем распространилась по всему Константинополю, особенно его успехи в исполнении "Тебе поем", причастных и, прежде всего, – «Стихиры Кассии», которую его звали петь и в других храмах «по патриаршему повелению». Станицас 20 лет был ламбадарием при Константине Прингосе и таким образом впитал его искусство и мастерство.

После продолжительной болезни его предшественника Константина Прингоса в 1960 году Станицас был назначен Вселенским Патриархом Афинагором I, протопсалтом Великой Церкви. Его хиротесия свершилась в воскресенье Крестопоклонной недели 1961 году. К сожалению, он не удостоился длительного пребывания на месте протопсалта Патриаршего храма, будучи депортированным в 1964 году по причине печально знаменитой политики Турецкого правительства в связи с Кипрским вопросом, что привело к депортации тридцати тысяч греческих граждан, проживающих в Константинополе.

Затем Станицас приехал в Грецию и в течение года жил на Хиосе, где он пел практически на всем острове. Потом он на два месяца уезжает в Бейрут, а в 1966 назначается на постоянное место в храм святого Димитрия в Амбелокипи в Афинах и непрерывно там поет до выхода на пенсию в 1981 году, за исключением поездки в 1967 году в Америку на три с половиной месяца. Вообще периодически он пел на всей греческой территории.

Издательское дело Станицаса

Станицас продолжил дело Прингоса и в области сочинения, и в 1969 году он издал свой труд «Музыкальная Триодь». Таким образом, он передал нам все то, что получил от патриархийной традиции, дополняя этим сочинением уже изданные Анастасиматарий, Страстную Седмицу и «Музыкальный улей» Прингоса.

Музыкальное наследие Станицаса включает: «Динамис» на «Святый Боже», «Кресту Твоему», херувимские, причастны, евхаристические каноны на второпервый глас, «Радуйся Невесто» и «Аллилуия» Акафиста на плагальный первого, канон Акафиста и многое другое.

Записи Станицаса

  • Старая константинопольская запись, включающая «Тебе поем» плагального первого гласа и патриархийный «Достойно есть».

  • Небольшую пластинку (33 об/мин) с хором константинопольских любителей музыки под руководством Станицаса а также с его сольными произведениями: «Тебе поем» плагального четвертого гласа и «Пригвожден», сопровождающая альбом о Святой Горе «Афон» Хризостома Дама.

  • Три серии дисков "Института византийского музыковедения Элладской Церкви», где он руководит хором псалтов Греции, включающие также некоторые сольные произведения, где представлены сочинения Петра Пелопоннесского, Григория Протопсалта и Петра Берекета, с паралаги в начале произведений Григория.

  • Две кассеты концерта в Брюсселе.

  • И, наконец, диск, сопровождающий книгу Мануила Хажиакумиса «Музыкальные рукописи периода турецкого ига 1453-1820. Афины, 1980», изданный Национальным банком Греции.

Хоровые записи.

Из хоров Станицас представил к юбилею Прингоса хор любителей музыки Константинополя под своим руководством в зале Спортивного клуба Перан в 1962 году и во французском зале Union Francais в 1963 году. Кроме того, в Греции он выступал с руководимым им хором греческих псалтов на концертах в опере (26.1.1970), в Хилтоне (17.4.1970), в «Парнассе» (20.10.1971 и 2.4.1972), в театре «Рекс» (9.6.1972), в Муниципальном театре Пирея (15.4.1973). А также в других выступлениях, например, в Старом парламенте, на панихиде императора Палеолога (29.5.1970) в Археологическом обществе (27.1.1971), а также в различных других мероприятиях ассоциации «Новый круг константинополитов».

Θρασύβουλος Στανίτσας

Зарубежные выступления.

Также Станицас, помимо своих выступлений в Греции, получает мировую известность и появляется за рубежом, выступая с хором и представляя таким образом подлинную византийскую музыку. Таким образом, дважды побывав в Лондоне, в мае 1971 года он в третий раз получает приглашение и принимает участие в «Фестивале Баха». В 1975 году он едет в Россию. В Бельгию он выезжает три раза, и в ноябре 1979 года дает концерты в Брюсселе, Генте и Левене. Также он совершает поездку в Швейцарию. И, наконец, он поет на историческом событии передачи «Томоса агапис» папе Римскому в Церкви святого Иоанна в Латерано в Риме в присутствии папы и представителей Вселенского патриархата в 1972 году.

Записи Станицаса хранятся в Лиге друзей византийской музыки с целью распространения подлинного патриархийного ифоса, а живые записи находятся в руках многочисленных любителей музыки, так как на каждой литургии или иной службе вокруг клироса, где стоял Станицас, во все годы находилось около 5-10.

Он прославился в лучших протопсалтах.

Станицас явил миру многочисленных учеников. Упомянем лишь тех, кого мы знаем: Василия Эммануилидиса, бывшего главного ламбадария Великой Церкви, Христоса Диму, Великого протоиерея Вселенского престола, Георгия Цециса, постоянного представителя Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве, эконома о. Иоанна Камалакидиса, протоиерея о. Григория Накоса, Андрея Петрохилоса и Демосфена Паикопулоса, его доместика, а также выдающихся протопсалтов Георгия Цаусиса, создателя и руководителя общества константинопольских любителей музыки, с которым Станицас длительное время работал над песнопениями из его изданий, Ликурга Петридиса, Димитрия Иоаннидиса, Дионисия Гутсэ, Константина Зараковитиса, Павла Фортома, Николая Янну и наконец, ламбадария и его преемника Евангела Мененга.

Также его студенты и почитатели основали в Аттике музыкальное общество под названием «Фрасивулос Станицас», и подобное ему в Спарте, где работает Школа византийской музыки, названная его именем.

Станицас скончался 18 августа 1987 года. В день отпевания в храме святого Димитрия в Амбелокипи (24 августа 1987 г.) его останки стали местом всеобщего паломничества псалтов, клира и верующих. В надгробной речи, которую произнес представитель Святейшего патриарха Димитрия митрополит Ставрупольский Максим, ректор Семинарии в Халки, были следующие слова: кедр нашей музыки иссох, служитель нашей родной византийской музыки прекратил жить, мнозвучная лира умолкла, согнулась под тяжестью ужасной болезни, воспевая почти до последнего вздоха...

Таким был Станицас, в течение 20 лет бывший ламбадарием Прингоса, а в дальнейшим главным протопсалтом Великой Церкви, которого века будут петь и славить его имя наряду с великими протопсалтами в истории Византийской музыки.

Перевод Зинаиды Оборневой.

Источник: http://cmkon.org

 

Набор в школу

Проводим набор в группы для обучения византийскому церковному пению:

  • в детскую группу (от 7 до 15 лет).
  • в мужскую и женскую группы, занятия проводятся в вечернее время, при храме Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (м. Строгино).
    Тел.: +7 (963) 672 7082
  • в женскую группу, занятия проводятся при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (м. Красносельская). 
    Тел. +7 (916) 692 6938

Великое Славословие Кирьязиса Хрисополита

Контакты

Если Вы хотите изучать византийское пение или у Вас есть к нам вопросы и предложения, просим писать нам по адресу 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

или звонить по телефону

+7 (963) 672 7082

Аудиозаписи выступления на фестивале "Русь певчая"

«Пустыни афонския отцы», глас первый

Блаженны воскресны, глас плагальный первого

Тропарь вмч. Никите, глас четвертый

Задостойник Введения во храм Богородицы

Великое славословие (избраннии стихи), глас четвертый

Послушать ещё...