Палеография

«Когда кто-либо хочет освоить мелос, записанный с помощью вышеупомянутых пятнадцати знаков и ипостасей, он может преуспеть в этом, делая сравнения». Это изречение Хрисанфа, архиепископа Диррахия, является руководством в работе научной группы по палеографии, существующей в нашей школе.

Имея основой

а) «экзигисисы», преимущественно Григория Протопсалта, Хурмузия Хартофилакса, их учеников, а также некоторых святогорских толкователей,

б) древние и более новые теоретические сочинения и

в) используя как ключ понятие «фесиса»,

мы постепенно продвигаемся в исследовании от новой нотации к более старой. Основными принципами нашей работы являются четкое разграничение древних систем нотации от существующей, уважение философии каждой системы, а также выявление их общих элементов. С другой стороны, мы отделяем толкование старой нотации, основанное на рукописях и переложениях на нотацию Нового метода, от непосредственно певческого толкования, неразрывно связанного с устной традицией.

Но есть ли смысл заниматься старой нотацией с момента появления новой системы нотации с широким кругом возможностей, полной, точной и одновременно простой для обучения? Очевидно, что, занимаясь старой нотацией, мы приобретаем более полные знания об истории византийской музыки, глубоко осознаем логику старых учителей, можем понять причины, по которым существуют различия в «екзигисисах» одного и того же мелоса разными экзегетами. В то же время подобные исследования приносит нам пользу в области сочинения песнопений. Более того, несмотря на множество «екзигисисов», дошедших до нас от старых учителей, множество старых песнопений, в том числе и широко распространенных в прошлом, пока не переведены на новую нотацию. Показательно также существование мелосов на церковно-славянском языке в старой нотации, написанных в манере старого Анастасиматария Петра Ламбадария. Благодаря  изучению старой нотации нам предоставлена возможность перевести этот мелос на современную систему нотации и ввести в певческую практику.

С Божьей помощью проделав большой объем работы, наша исследовательская группа, включающая, прежде всего, Константина Буздекиса, Константина Фотопулоса и особого сотрудника нашей школы, преподавателя византийской музыки отца Николая Мезиса, смогла пролить свет на многие темные пятна древних теоретических сочинений, одновременно занимаясь «экзигисисом» кратких и пространных мелосов, написанных нотацией различных хронологических периодов, примеры которых мы представляем на нашем сайте.

Набор в школу

Проводим набор в группы для обучения византийскому церковному пению:

  • в детскую группу (от 7 до 15 лет).
  • в мужскую и женскую группы, занятия проводятся в вечернее время, при храме Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (м. Строгино).
    Тел.: +7 (963) 672 7082
  • в женскую группу, занятия проводятся при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (м. Красносельская). 
    Тел. +7 (916) 692 6938

Великое Славословие Кирьязиса Хрисополита

Контакты

Если Вы хотите изучать византийское пение или у Вас есть к нам вопросы и предложения, просим писать нам по адресу 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

или звонить по телефону

+7 (963) 672 7082

Аудиозаписи выступления на фестивале "Русь певчая"

«Пустыни афонския отцы», глас первый

Блаженны воскресны, глас плагальный первого

Тропарь вмч. Никите, глас четвертый

Задостойник Введения во храм Богородицы

Великое славословие (избраннии стихи), глас четвертый

Послушать ещё...